Бензин является летучим соединением. Из находящегося в топливном баке бензина постоянно выделяются пары (углеводород). При увеличении выделения паров топлива (углеводорода) давление в топливном баке поднимается, и обратный клапан угольного адсорбера открывается. В результате этого углеводороды попадают в угольный адсорбер и поглощаются активированным углем. Поглощенные углеводороды не выделяются в атмосферу, а втягиваться в цилиндры через клапан продувки VSV. Логика управления, по которой эти углеводороды подаются в цилиндры двигателя через клапан VSV, называется управлением продувкой угольного адсорбера. Совместно с этим осуществляется управление составом топливовоздушной смеси, направленное на компенсацию изменений плотности продувочного потока*. * Плотность продувочного потока: Содержание углеводородов в воздухе, который втягивается в двигатель через клапан продувки VSV. Плотность продувочного потока: Плотность продувочного потока изменяется в зависимости от температуры воздуха в топливном баке, которая, в свою очередь, зависит от режима движения, погодных условий, а также от оставшегося в баке топлива. Пример: плотность продувочного воздуха увеличивается при сочетании различных условий, таких как погода (летом), движение в заторе (холостой ход, тепло от отработавших газов, тепло от асфальта) и низкий уровень топлива. Схема системы
2. Узлы и детали системы [1] Клапан продувки VSV В конструкцию системы входит электровакуумный клапан (VSV), управляющий потоком газа в канале по сигналу ЭБУ двигателя. Благодаря данному клапану VSV и в зависимости от режима работы из угольного адсорбер в цилиндры всасывается соответствующее количество углеводородов.
Скважность представляет собой значение отношения промежутков включения (ON) и выключения (OFF) в течение постоянных циклов. Если питание подается в течение промежутка A и не подается в течение промежутка В, то скважность рассчитывается по следующей формуле.
[2]
[2]Угольный адсорбер паров топлива Угольный адсорбер представляет собой емкость, заполненную активированным углем, поглощающим пары топлива (углеводороды). Когда клапан VSV открывается при работе двигателя, поглощенные активированным углем пары топлива высвобождаются и поступают в систему впуска. Затем цикл поглощения и высвобождения паров топлива повторяется.
Традиционные угольные адсорберы расположены не в топливном баке, однако некоторые последние модели объединены в один узел с топливным насосом и располагаются в топливном баке.
3. Способ управления продувкой
- В процессе продувки выполняются две задачи: образование стехиометрической топливовоздушной смеси и подача паров топлива (углеводородов) в цилиндры двигателя.
[1] Предварительные условия для продувки
- Управление продувкой задействуется после завершения процедуры занесения в память значения состава ТВС и при наличии следующих условий.
* Если продувочный поток подается в систему впуска до завершения процесса занесения в память значения состава ТВС, результаты данного процесса являются некорректными вследствие наличия углеводородов в продувочном воздухе. [2] Занесение в память значения плотности продувочного воздуха
- В конструкции системы продувки отсутствует датчик для измерения содержания углеводородов в продувочном воздухе. Оно определяется на основании изменения значения краткосрочной коррекции подачи топлива, которая задействуется при поступлении продувочного воздуха.
- ЭБУ двигателя заносит в память значение плотности продувочного воздуха и выполняет управление продувкой следующим образом. На графике приведен пример изменения значений таблицы данных при поступлении продувочного воздуха с высоким содержанием углеводородов.
[3] Управление продувкой
- Продувочный воздух очень нестабилен, т.е. содержание углеводородов в нем может резко вырасти или упасть. Поэтому значение плотности продувочного воздуха заносится в память при каждом поступлении продувочного воздуха. Данное значение необходимо для того, чтобы поддерживать краткосрочную коррекцию подачи топлива в пределах 0±2%.
Клапан продувки VSV открывается медленно и равномерно, что предотвращает резкое изменение частоты вращения коленчатого вала при внезапном поступлении продувочного воздуха. Цикличность работы клапана VSV регулируется, что упрощает процесс подачи продувочного воздуха, как показано на следующем рисунке.
- Буферное значения необходимо для того, что количество топлива, впрыскиваемого во время процесса управления продувкой, не превышало определенное значение по отношению к топливу, впрыскиваемому форсунками. Например, 40% (в зависимости от двигателя).
- Значения параметров Purge Density Learn Value и EVAP Purge Flow можно просмотреть с помощью диагностического прибора
ПРИМЕЧАНИЕ: Параметры потока продувочного воздуха (EVAP purge flow) и занесенного в память значения плотности продувочного воздуха (Purge density learn value) * Значение коррекции изменяется в зависимости от поступления продувочного воздуха.
Пример расчета занесенного в память значения плотности продувочного воздуха
- Состав продувочного воздуха является стехиометрическим (14,7)
- Топлива в продувочном воздухе нет
- Состав продувочного воздуха составляет 1,47 (топлива слишком много)
4. Сопутствующие параметры [1] Таблица данных * При управлении продувкой на холостом ходу скважность сигнала клапана продувки VSV обычно не превышает 30%. Таким образом, вывод о неработоспособности управления продувкой является неверным, даже если на дисплее отображается PRG VSV OFF.
[2] Режим активной диагностики 5. Особые случаи использования диагностического прибора [1] Правильное понимание взаимосвязи с неисправностью В случае проявления неисправности следует считать таблицу данных или распечатку с фиксированным набором параметров, чтобы определить, взаимосвязаны ли управление продувкой и неисправность. * Критерий наличия/отсутствия взаимосвязи 1.Изменяется ли продувочный поток или отношение продувочного воздуха к расходу воздуха в момент проявления неисправности? Изменяется ли занесенное в память значение плотности продувочного воздуха? 2.Воспроизвести условия проявления неисправности со слов клиента (температура окружающего воздуха, режим работы, остаток топлива в баке). Повышается плотностьпродувочного воздуха или нет? 3.В режиме активной диагностики принудительно продуть угольный адсорбер в момент проявления неисправности. Приводит ли это к проявлению неисправности? 6. Практика <Управление продувкой угольного адсорбера> [1] Проверить параметры таблицы данных, относящиеся к управлению составом ТВС, от завершения процесса занесения в память значения состава ТВС до начала процесса управления продувкой
- Если на автомобиле невозможно проверить значения параметров EVAP purge flow, Purge density learn value и пр., процесс управления продувкой угольного адсорбера можно проверить по значению параметра Short FT и рабочему состоянию клапана VSV (прислушивание к звуку срабатывания).
[2] Выполнить следующие проверки и понять процесс управления продувкой
|