...
Суббота, 23.11.2024, 21:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Диагностические протоколы [2]
Бортовая система диагностики (OBD) бензиновых и дизельных двигателей [1]
Кислородные датчики и каталитический нейтрализатор [5]
Противосажевый фильтр каталитического типа [2]
Обнаружение пропуска зажигания для каждого цилиндра [0]
Рециркуляция отработавших газов [1]
Управление давлением наддува [0]
Система управления двигателем [3]
Система управления впрыском топлива (система EFI) [9]
Управление продувкой угольного адсорбера [1]
Управление углом опережения зажигания (система ESA) [6]
Управление детонацией [6]
Электронная система управления дроссельной заслонкой (без механического привода, с одной заслонкой) [6]
Электронная система изменения фаз газораспределения (VVT-i) [3]
Датчики [11]
Система D-4 (система непосредственного впрыска топлива) [кроме системы D-4S] [1]
Цепь сигнала и таблица данных [0]
Система D-4S (непосредственный впрыск топлива в цилиндры и впрыск во впускной коллектор) [1]
Система управления зарядкой [1]
Диагностика неисправностей по их признакам [0]
Проверка топливной системы (контур низкого давления) [1]
Проверка герметичности [1]
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Диагностика » Кислородные датчики и каталитический нейтрализатор

Лямбда-зонды
Характеристическая кривая и область применения
Одним из важнейших элементов определения состава отработавших газов в настоящее время является определение значения "лямбда " в выхлопе. Для этого используются лямбда- зонды (кислородные датчики), которые различаются по конструкции и принципу работы. Существуют следующие разновидности датчиков:
– двухточечные датчики
– широкополосные датчики
 
Двухточечный датчик
Стандартные пальчиковые датчики (LSH –
подогреваемый кислородный датчик и LSF –
плоский кислородный датчик) также известны
как датчики перепада или двухточечные
датчики из-за резкого падения их характери-
стической кривой при λ= 1.
Выходное напряжение датчика US использует-
ся для вычисления значения "лямбда".
Эти датчики просто определяют, является ли
смесь обогащенной (λ< 1) или обедненной (λ
> 1). Они устанавливаются как до каталитиче-
ского нейтрализатора, так и за ним.


 



Широкополосный лямбда-зонд

Универсальный лямбда-зонд (LSU) принадле-
жит к новому поколению датчиков.
Значение лямбда определяется с использова-

нием силы тока Ip для закачивания, вычисляе-
мой в блоке управления двигателя (подроб-
ное описание приведено ниже).
Кривая тока закачивания является постоянно

нарастающей. Регулирование значения "
лямбда" возможно в широком диапазоне от λ
= 0,7 до λ= 4.
Широкополосный датчик используется как

датчик на входе каталитического нейтрализатора.
* Наличие предварительного каталитическо
го нейтрализатора в системе выпуска отработавших газов зависит от модели двигателя.
 
Устройство и принцип работы

объясняются с использованием упрощенной
схемы.

Двухточечный датчик
Датчик в своей основе представляет собой

керамический элемент, имеющий с обеих
сторон покрытие (элемент Нернста).
Покры
тия выполняют роль электродов, причем один слой контактирует с окружающим воздухом,
а другой – с выхлопными газами.
Разница между концентрациями кислорода в
окружающем воздухе и в выхлопных газах
создает между электродами напряжение US.
Напряжение анализируется блоком управле-
ния двигателя для вычисления значения "
лямбда".


Широкополосный лямбда-зонд

Широкополосный датчик состоит из двух
керамических элементов:

– элемента Нернста (см. описание
двухточечного датчика) и
– закачивающего элемента.
Разница между концентрациями кислорода
на электродах элемента Нернста, являюще-
гося частью широкополосного датчика,
также создает напряжение.
Закачивающий элемент использует этот
эффект обратным образом. Снижение
концентрации кислорода вызывается путем
подачи на электроды напряжения.
Соблюдая полярность, в измерительный
промежуток закачивается или
выкачивается из него столько кислорода, сколько требуется для поддержания на элементе Нернста постоянной величины напряжения в 450 мВ.









                                                          


                                                








Обозначения

1 Закачивающий элемент
2 Нагреватель датчика
3 Канал для окружающего воздуха *
4 Измерительный зазор
5 Нижняя часть чувствительного элемента
6 Элемент Нернста с электродами
7 Защитный слой
US Напряжение лямбда-зонда
Ip Ток закачивающего элемента
Uref Опорное напряжение
* Окружающий воздух подается через кабель
датчика.

Неисправность датчика на входе в катали-
затор (широкополосного датчика)
При отсутствии сигнала от датчика система
регулирования величины "лямбда" с обратной
связью отключается и регулирование значения
"лямбда" прекращается.
Система вентиляции топливного бака перехо-
дит в аварийный режим работы. Диагностика
вторичного воздуха и каталитического нейтра-
лизатора останавливается. В качестве аварий-
ной функции блок управления двигателя
использует табличные значения.
Примечание:
Широкополосный датчик необхо-
димо заменять только в комплек-
те с кабелем и разъемом,
поскольку эти три элемента
специально подбираются для
взаимного соответствия.


Неисправность датчика на входе в катали-
затор (широкополосного датчика)

При отсутствии сигнала от датчика система
регулирования величины "лямбда" с обратной
связью отключается и регулирование значения
"лямбда" прекращается.
Система вентиляции топливного бака перехо-
дит в аварийный режим работы. Диагностика
вторичного воздуха и каталитического нейтра-
лизатора останавливается. В качестве аварий-
ной функции блок управления двигателя
использует табличные значения.

Пример цикла управления (широко-
полосный датчик)

Топливовоздушная смесь становится более
обогащенной

Если топливовоздушная смесь обогащена сверх

меры, это означает, что концентрация кислорода в отработавших газах, а также на электроде на
стороне отработавших газов падает.
В результате этого возрастает напряжение между
электродами элемента Нернста. Данные об этом
передаются в блок управления двигателя для
обработки.
Концентрацию кислорода на электроде выхлопа
необходимо повысить для восстановления значе-

ния напряжения между электродами в 450 мВ (
лямбда = 1).
 
Для этого закачивающий элемент подает кисло-
род в измерительный зазор. Ток закачивающего

элемента, создающийся при этом, эквивалентен
концентрации/расходу кислорода и является
мерой значения "лямбда" в отработавших газах.

Ток закачивающего элемента анализируется

блоком управления двигателя, и образуется
необходимая, более обедненная смесь.

 




















Топливовоздушная смесь становится более
обедненной

Если топливовоздушная смесь обеднена сверх
меры, система работает по такому же принципу.
Разница заключается в направлении закачивания.
Кислород выкачивается из измерительного зазора
наружу.

Примечание:
Действие закачивающего элемента – это чисто физический процесс.
При подаче напряжения на закачивающий элемент кислород
проходит (засасывается) через проницаемую для него керамику
согласно полярности. Закачивающий элемент изображен на рисун-
ках схематически.
Ток закачивающего элемента анализируется блоком управления двигателя, и образуется необходимая, более обедненная смесь.
Категория: Кислородные датчики и каталитический нейтрализатор | Добавил: admin (08.11.2016)
Просмотров: 2504 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz