Критерии тестирования – Проверка входного и выходного сигналов (на достоверность) – Короткое замыкание на массу – Короткое замыкание на плюс – Обрывы проводки
Каталитический нейтрализатор Диагностика работы каталитического нейтрализатора
Блок управления двигателя сравнивает значе- ния напряжения на датчиках, установленных
на входе и на выходе, и вычисляет соотноше-
ние, которое лежит в основе оценки эффектив- ности работы каталитического нейтрализатора. Если это соотношение выходит за пределы указанного диапазона, система управления двигателя определяет наличие неисправности каталитического нейтрализатора, а в памяти неисправностей регистрируется соответствую- щий код. Кроме того, о неисправности сооб- щается водителю посредством сигнальной лампы токсичности отработавших газов. Сдвиг кривой напряжения и адаптация датчика на входе Старение или "отравление" лямбда-зонда могут привести к смещению кривой напряжения датчика на входе в каталитический нейтрализа- тор (смещение датчика). Лямбда-зонды Диагностика нагревателя лямбда-зонда Блок управления двигателя определяет исправ- ность функции обогрева лямбда-зонда посред- ством измерения сопротивления нагревателя датчика. *Примечание: В некоторых случаях, в частности при холодном запуске двигателя, наличие конденсата влаги может привести к повреждению подогреваемого кисло- родного датчика. Датчик на входе в каталитический нейтрализатор не подвержен этой опасности, поскольку он расположен в непосредственной близости от двигателя. Он нагревается непосредственно после запуска двигателя. В датчике на выходе из каталитического нейтрали- затора образование конденсата, однако, возможно вследствие большей удаленности его от двигателя, особен- но, сразу после запуска двигателя. Поэтому этот датчик не подогревается до тех пор, пока не будет достигнута температура в 300 °C. Проверка времени реакции датчика на входе в каталитический нейтрализатор На время реакции датчика на входе в каталити- ческий нейтрализатор также могут оказывать негативное воздействие старение и "отравле- ние" датчика. Регулировка состава топливовоздушной смеси блоком управления двигателя является обяза- тельным условием для проверки времени реакции датчика. Регулировка состава смеси представляет собой небольшие колебания между обогащенной и обедненной смесью. Переход к этому состоя- нию осуществляется блоком управления двигателя искусственно, поскольку значение " лямбда" будет настолько точно регулироваться широкополосным датчиком, что оно всегда будет равно 1. Для обеспечения правильной работы каталити- ческого нейтрализатора необходимо незначи- тельно изменять состав топливовоздушной смеси. Именно для этого изменение состава смеси выполняется блоком управления двигателя. *Примечание: Блок управления двигателя преоб- разует ток закачивания датчика, который является фактическим выходным сигналом датчика, в напряжение и регулирует состав смеси с использованием напряже- ния на датчике. Сигнал датчика на входе в каталитический нейтрализатор повторяет колебания состава топливовоздушной смеси, задаваемые блоком управления двигателя Проверка предела регулирования датчика на выходе из каталитического нейтрализатора Если состав топливовоздушной смеси является оптимальным, кривая напряжения датчика на выходе из каталитического нейтрализатора находится в диапазоне значений, приблизитель- но соответствующих значению лямбда, равному 1. Более высокое или низкое значение напряже- ния датчика указывает на обогащенную или обедненную смесь. При обнаружении изменений блок управления двигателя продолжает корректировать состав топливовоздушной смеси с использованием контрольного значения "лямбда" «m», пока значение "лямбда" не будет опять приблизитель- но равно единице. Регулирование в пределах нормы По мере того как концентрация кислорода в отработавших газах возрастает (обедненная смесь) напряжение на датчике на выходе из каталитического нейтрализатора падает. Блок управления двигателя после этого изменяет состав топливовоздушной смеси с использовани- ем контрольного значения "лямбда" «m». Смесь обогащается. Напряжение на датчике на выходе из каталитического нейтрализатора увеличивает- ся, и блок управления двигателя опять может снижать контрольное значение "лямбда". Предел регулирования превышен В этом случае концентрация кислорода в отрабо- тавших газах также возрастает (обедненная смесь), а напряжение на датчике вначале также падает. Начинается процесс обогащения смеси, однако напряжение на датчике остается низким вслед- ствие существующей неисправности. Датчик не реагирует на регулирование. m = контрольное значение "лямбда" U = напряжение t = время 1 Блок управления двигателя b = верхний предел регулирования 2 Датчик на входе в каталитический нейтрализатор a = нижний предел регулирования 3 Датчик на выходе из каталитического нейтрализатора В случае превышения пределов регулирования, установленных для значения "лямбда", система EOBD считает это неисправностью. Причиной неисправности может быть не только датчик на выходе из каталитического нейтрализа- тора, но и долгий срок эксплуатации датчика на входе, недостаточная эффективность работы каталитического нейтрализатора или подача неизмеренного объема воздуха Проверка перемещения датчика на выходе из каталитического нейтрализатора Работа датчика на выходе из каталитического нейтрализатора дополнительно контролирует- ся блоком управления двигателя путем проверки сигналов от датчика в режимах ускорения и замедления. Основой для этой оценки служит угол открытия дроссельной заслонки. Во время ускорения концентрация кислорода в отработавших газах уменьшается, топливовоз- душная смесь обогащается, поэтому напряже- ние на датчике повышается. В режиме замедления происходят противопо- ложные явления. Подача топлива прекращает- ся, вследствие чего концентрация кислорода в отработавших газах возрастает, а напряжение на датчике падает. Если этого не происходит, блок управления двигателя регистрирует неисправность датчика на выходе из каталитического нейтрализатора. Пример для ситуации с ускорением автомобиля Система вентиляции топливного бака Диагностика потока Если большое количество топлива связывается в фильтре с активированным углём, топливо- воздушная смесь обогащается путем подмеши- вания этого связанного фильтром топлива к впускаемому воздуху. В обратном случае смесь обедняется. Это изменение регистрируется датчиком на входе в каталитический нейтрализатор и служит подтверждением правильной работы системы вентиляции топливного бака. Диагностика изменения состава топливо- воздушной смеси Эта проверка проводится с собственным интервалом. В этом случае электромагнитный клапан фильтра с активированным углём слегка приоткрывается и снова закрывается через определенные промежутки времени. Это, в свою очередь, модулирует давление во впускном коллекторе, которое определяется датчиком давления и передается в блок управ- ления двигателя для анализа.
|