[1] Цепь сигнала
- Выходное напряжение кислородного датчика изменяется в зависимости от содержания кислорода в отработавших газах. На основании этого кислородный датчик определяет, является ли топливовоздушная смесь обогащенной или обедненной по сравнению со стехиометрическим составом.
- АЦП преобразует данный сигнал в цифровую форму, после чего он поступает в микропроцессор.
- Кислородный датчик работает только при высокой температуре (не менее 400°C/752°F). Поэтому он оснащается нагревательным элементом, управление которым задействуется при работе холодного двигателя или работе двигателя с малой нагрузкой.
[2] Характеристика напряжения
- На следующем графике представлена кривая выходного напряжения кислородного датчика в зависимости от состава топливовоздушной смеси.
[3] Таблица данных при обрыве/коротком замыкании в цепи
[4] Сужение круга поиска неисправности
- Если выходное напряжение кислородного датчика постоянно составляет 0 В, следует выполнить следующие проверки, чтобы сузить круг поиска неисправности и определить, является ли причиной неисправность кислородного датчика или другие факторы, приведшие к обеднению топливовоздушной смеси.
* При столл-тесте в режиме D следует поддерживать частоту вращения коленчатого вала двигателя на уровне 1500 об/мин, не нажимая на педаль акселератора до упора. Во избежание перегрева гидротрансформатора ни в коем случае не следует глушить двигатель в течение более 5 секунд или выполнять стол-тест несколько раз подряд. (Во время проверки следует отслеживать температуру масла в АКП на дисплее диагностического прибора.)
- С помощью следующей таблицы можно сузить круг поиска до неисправности кислородного датчика или ЭБУ двигателя. (Предварительное условие: результаты проверки жгута проводов электропроводность/изоляция) между кислородным датчиком и ЭБУ двигателя в норме.)
<5> Конструкция и характеристики кислородного датчика
- Кислородный датчик измеряет содержание кислорода в отработавших газах, на основании чего определяется, является ли топливовоздушная смесь обедненной или обогащенной.
- Кислородный датчик установлен до каталитического нейтрализатора отработавших газов, что необходимо для управления составом ТВС.
- Расположенный после каталитического нейтрализатора кислородный датчик необходим для определения загрязнения каталитического нейтрализатора. Благодаря этому состав ТВС оптимизируется для создания наилучших условий для работы нейтрализатора.
Циркониевый элемент
- Как видно по рисунку, в конструкцию кислородного датчика входит циркониевый элемент трубчатой формы, покрытый платиной с внутренней и наружной сторон. Внутренняя поверхность соприкасается атмосферным воздухом, а наружная омывается отработавшими газами.
- При значительной разнице в содержании кислорода с обеих сторон циркониевый элемент генерирует ЭДС. Если содержание топлива в ТВС выше стехиометрического уровня, генерируется ЭДС напряжением примерно 1 В, если топлива меньше стехиометрического значения, напряжение почти равно 0 В.
- Платина способствует каталитической реакции между кислородом и углекислым газом, содержащимися в отработавших газах. Данный металл повышает способность датчика генерировать ЭДС, снижая содержание кислорода около циркониевого элемента со стороны отработавших газов, что увеличивает разницу между содержанием кислорода с двух сторон.
|